Записи в списке литературы должны быть пронумерованы. После номера приводят само описание издания в соответствии с ГОСТ 7.1 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Списки литературы набирают шрифтом такого же размера, как и в основном тексте. Ниже приведены примеры описаний в списках литературы.

Моноиздания

Описание книг (монографий, учебников и т.д.) составляется под фамилией автора или под заглавием. Если авторов не более трех, то оно проводится под фамилией автора или авторов. Если у книги четыре и более авторов, то под названием.

Если у моноиздания один автор.

Фамилия автора, инициалы. Название издания / Информация о переводе и редакторе, если они есть. Место издания.: Издательство (издающая организация), год выхода издания в свет. (Допускается указывать только место издания, год выхода издания, если нет точного указания издательства). Количество страниц.

Например:

  1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. — М.: Наука, 1976. — 383 с.
  2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. — М.: Рус. язык, 1983. — 269 с.
  3. Wierzbicka A. Lingua Mentalis. — Sydney etc.: Acad. Press, 1980. — 367 р.
  4. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнения: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов университета. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 232 с.
  5. Бунин И.А. Темные аллеи: Рассказы, повести. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 592 с.
  6. Соколов А.Н. История русской литературы ХIХ века. (Первая половина): Учеб. для филол. спец. вузов. — 5-е изд., испр. — М.: Высш. школа, 1985. — 584 с.
  7. Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Литература Древней Руси и XVIII века: Учебное пособие. — М.: Новая школа, 1996. – 328 с.

Если у моноиздания более трех авторов.

Название издания. / Инициалы и фамилии авторов; Сведения о редакторах. Место издания.: Издательство (издающая организация), год выхода в свет. Количество страниц.

Если у издания четыре автора, то все их инициалы и фамилии приводят после косой черты.

Если авторов пять и более, то указывают фамилии первых трех с добавлением «и др.».

Например:

  1. Лингвистическое обеспечение в системе автоматического перевода третьего поколения /Ю.Д.Апресян, И.М.Богуславский, Л.Л.Иомдин и др. — М.: Наука, 1978. — 38 с.

Многотомное издание

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Под ред. А.В.Запорожца и др. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 1-6.
  2. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. – М.: Изд-во АН СССР, 1937 – 1952.

Один том из многотомного издания

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — С. 305.
  2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. В.В.Давыдова и В.П.Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 2: Развитие произвольных движений. — 296 с.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. — Т. 1. — М.: Мир, 1992. — 496 с.
  4. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 2 т. — Т. 2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма / Сост. и коммент. Ю.Л. Прокушева. — М.: Сов. Россия: Современник, 1991. — 384 с.
  5. Гоголь Н.В. Полн. Собр. соч.: В 14 т. – М.: Изд-во АН СССР, 1937 – 1952. Т. 3. – С. 41-42.

Сборники

Название сборника / Сведения о составителях; Редакторах и т.п.: Вид издания. Место издания.: Издательство, год выхода в свет. Количество страниц. Например:

  1. Жанры речи / Редколлегия: В.Е.Гольдин (отв. ред.), Л.В.Балашова, В.В.Дементьев (отв. секр.), О.Б.Сиротинина, М.Ю.Федосюк. — Саратов: Изд-во ГосУНЦ “Колледж”, 1997. — 212 с.
  2. Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. Сб. ст. Пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. И.М.Кобозевой и В.З.Демьянкова. Общ. ред. Б.Ю.Городецкого. — М.: Прогресс, 1986. — 424 с.
  3. III Международный симпозиум МАПРЯЛ по лингвострановедению: Тез. докладов и сообщений. Одесса, 19879. — Ч. 1 — 179 с. Ч 2. — 230 с.
  4. Язык и структуры представления знаний: Сб. научно-аналитических обзоров. Серия: Теория и история языкознания. М., ИНИОН, 1992. — 163 с.
  5. От слова к делу. Сб. докладов / Х Конгресс МАПРЯЛ (Санкт-Петербург — 2003). — М.: Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина, 2003. — 448 с.

Учебники, учебные пособия

  1. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. — 2-е изд., испр. и доп. / Л.А.Новиков, Л.Г.Зубкова, В.В.Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А.Новикова. — Спб.: Лань, 1999. — 864 с.
  2. Русская литература ХIX — XX веков: В 2 т. Т.2: Русская литература ХХ века. Литературоведческий словарь: Учебное пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б.С.Бугров, М.М.Голубков — 3-е изд., доработ. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. — 480 с.
  3. Культура делового общения: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Стернина. — Воронеж, 2002. — 228 с.
  4. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред. школы / Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. — М.: Просвещение, 1978. — 223 с.
  5. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. — В 2 ч. Ч. 1 / Сост. В.В.Агеносов, Э.Л.Безносов, А.В.Леденев. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 384 с.

Справочные издания, энциклопедии, словари

  1. Словарь иностранных слов. — 11-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1984. — 608 с.
  2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю.Иванова, А.П.Сковородникова, Е.Н.Ширяева и др. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 840 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера / Глав. ред. М.Д.Аксенова. — М.: Аванта+, 2000. — 672 с.
  4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2003. – 1600 стб.

Главы из монографий, отдельные произведения из собрания сочинений, статьи из энциклопедий, словарей

Фамилия и инициалы автора. Название главы, статьи (или другой составной части издания) // Фамилия и инициалы автора (в собраниях сочинений, избранных трудах опускают). Название издания. – Место издания: издательство, год издания. – Том. – Страницы начала и конца главы, статьи.

  1. Ю.Д.Апресян. Лексические синонимы. Гл. 4. // Избранные труды, т. I. Лексическая семантика: 2-е изд., исп. и доп. — М.: Школа “Языки русской культуры”, издательская фирма “Восточная литература” РАН, 1995. — С. 216-248.
  2. В.Н.Телия. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 336-337.
  3. Козлов В.И. Этническая общность // Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М., 1978. — Т. 30. — С. 298.
  4. С.А.Есенин. Из эпистолярной прозы. Юношеские письма // Собр. соч.: В 2 т. Т.2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма. /Сост. и коммент. Ю.Л.Прокушева. — М.: Сов. Россия: Современник, 1991. — С. 294-319

Статьи из сборников

Перед сведениями об издании, в котором помещена составная часть (статья, доклад, глава, раздел, параграф и т.п.), ставят знак две косые черты (//), которые отбивают неразрывным пробелом от предыдущих сведений и узким от последующих.

В сведениях о сборниках и других изданиях, в которых помещена статья, сокращают названия журналов, типовые названия, названия, начинающиеся с наименования конференции, симпозиума, совещания, семинара (Сб. ст.; Сб. науч. тр.; Тез. докл. и сообщ. конф.; Тр. междунар. семинара; Тр. симпоз.; Материалы науч.-практ. конф.; Материалы совещ. и т.д.).

Если у статьи один, два или три автора, то их приводят перед названием работы. Если у материала четыре автора и более, то вначале пишут фамилию и инициалы первого с добавлением «и др.».

Фамилия и инициалы автора. Название статьи (доклада и т.д.) // Название сборника статей, материалов, трудов, сборника докладов, тезисов докладов и сообщений и т.д. Место издания, год издания. Страницы начала и конца статьи.

Например:

  1. Безменова Н.А., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики: Чб. обзоров. М., Наука, 1984. — С. 146-196.
  2. Сиротинина О.Б. Характеристика типов речевой культуры в сфере действия литературного языка // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.А.Кормилицыной. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. Вып. 2. — С. 3-20.
  3. Паршин П.Б. К вопросу о лингвистически ориентированной классификации знаний // Труды по искусственному интеллекту: Диалоговые системы и представление знаний: Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. — Тарту, 1981. — Вып. 594. — С. 102-116.
  4. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В. Язык, сознание, культура // Методы и организация обучения иностранному языку в языковом вузе: Сб. научн. трудов — М., 1991. — Вып. 370. — с. 20-29.
  5. Петров В.С. Понятийно-терминологические проблемы педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научных трудов/ Отв. ред. Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург, 1996. – Вып. 2. – С. 28-34.
  6. Левкович Я.Л. Лицейские «годовщины» // Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов. История создания и идейно-художественная проблематика. Сб. статей. – Л.: Наука, 1974. – С. 95-96.

Статьи из журналов, газет

Фамилия и инициалы автора (если авторов больше трех, то фамилия и инициалы первого автора с добавлением «и др.»). Название статьи // Сокращенное название журнала (как в реферативных журналах). Год издания. Номер тома. Номер выпуска. Страницы начала и конца статьи.

Например:

  1. Петров В.С., Сергеев Е.И. Общеинженерные дисциплины в профессиональной подготовке инженера-педагога // Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета. – Екатеринбург, 1998. – Вып. 2(23). – С. 30-40.
  2. Петров В.С. Современная российская школа и педагогическое образование: состояние, проблемы и перспективы развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Научный журнал. – Сер. 3. Педагогика. Психология. Методика преподавания. – Челябинск: Факел, 1998. – № 3. – С. 7-14.
  3. Формановская Н.И. Размышления о единицах общения // Русский язык за рубежом. – 2001. — № 1. — С. 56-63.
  4. Баранов А.Н., Кобозева И.М. Семантика общих вопросов в русском языке (категория установки) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1983. — № 3. — С. 263 — 274.
  5. Евсеева И.А.. Повесть о разорении Рязани Батыем // Уч. запю МГПИ им. В.П.Потемкина. – М., 1955. – Т. 48. – Вып. 5. – С. 3-27.
  6. Gibbs, R.W.Jr. What makes some indirect acts conventional? // Journal of Memory and Language. — 1986. — ¹ 25 — P. 181-186.

Диссертации и авторефераты диссертаций

  1. Персианова Н.А. Особенности творческого решения педагогических задач при обучении русскому языку студентов-иностранцев. Дисс. … канд. педагог. наук. Л., 1971. — 267 с.
  2. Воротников Ю.Л. Категория меры признака в смысловом строе русского языка. Автореф. дисс. … д-ра филолог. наук. М., 2000. — 43 с.
  3. Шульскис С.А. Явление бессоюзия в устной речи. Автореф. дисс. … канд. филолог. наук. М., 2000. — 20 с.

Материалы научных конференций и семинаров

  1. Петров В.С. Нужен ли контролер // Инновационные формы и технологии в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Тезисы Докладов 3-й Российской научно-практической конференции (в рамках 3-го российско-американского  семинара по проблемам образования). – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1995. – С. 27-29.
  2. Петров В.С. Деятельностный подход как один из эффективных методов подготовки специалистов-энергетиков // Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции, 25 марта 1998 г. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1998. – Ч. 1. – С. 16.

Учебно-методические работы, программы, государственные образовательные стандарты

  1. Петров В.С. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0470 – Лабораторная диагностика / ВУНМЦ. – М., 1997. – 26 с.
  2. Петров В.С. Методика научного педагогического эксперимента: Программа курса для магистратуры. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1997. – 13 с.
  3. Петров В.С. Методические рекомендации по образовательной области «Естественные дисциплины»: Региональный компонент содержания экологического образования базисного учебного плана Свердловской области: В 2 ч. Ч. 1.: Образовательная программа «Экология». – Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995. – 30 с.
  4. Петров В.С. Проектирование системы педагогического образования: Метод. Рекомендации. – Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1995. – 6 с.
  5. Петров В.С. Рабочая тетрадь по курсу «Педагогические теории и системы». – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1997. – 13 с.
  6. История русской литературы XIX века. Программа дисциплин предметной подготовки по направлению 520300 – Филология для студентов-иностранцев /Автор-составитель: И.И.Величкина. – 2003. – 63 с.

Материалы из сети Интернет

При оформлении ссылки на материалы из Интернета нужно по возможности максимально следовать таким же требованиям, как и при оформлении библиографии печатных работ, обязательно указывая полный адрес материала в Интернете, включая название сайта и дату рецепции материала.

  1. Автор. Название материала (учебника, статьи и т.п.) // Название сайта: URL: http://www.sth.com/article.html (2001. 24 февр.)
  2. Петров В.С. Возможна ли интегральная теория права? // Неофициальный сайт ЮрФака СПбГУ: URL: http://lawfac.narod.ru/integr_teor.