Игрушки – это товары, которые предназначены для физического и умственного воспитания детей. Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют у ребенка нравственные ценности, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художественный вкус, побуждают к творчеству.
Производители игрушек в РБ:

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних достижений в различных областях знаний. Многие игрушки оснащаются электроникой и другими механизмами, приводящими игрушки в движение, обеспечивающими выполнение голосовых команд, превращающими их в игрушки с искусственным интеллектом.
§1. Классификация игрушек
По воспитательному назначению:
- Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий.
- Игрушки, способствующие физическому развитию детей.
- Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира.
- Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические).
- Игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники.
- Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки.
- Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей.
- Игрушки, развивающие жизнерадостность и чувство юмора
- Ёлочные и карнавальные игрушки.
По возрастному назначению игрушки делят на 3 группы:
- Игрушки для детей ясельного возраста до 3 лет.
- Игрушки для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет.
- Для детей школьного возраста от 6 до 18 лет.
Возрастное назначение игрушек определяется соображениями безопасности, уровнем развития детей и связанным с ним проявлением интереса к окружающим предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут напугать малыша, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сможет взять в руки и т. п.
По материалу изготовления: пластмассовые, деревянные, металлические, мягконабивные, картонажно-полиграфические, керамические, комбинированные.
По способу производства:
Способ производства зависит от вида исходного сырья и конструктивных особенностей игрушек.
Пластмассовые игрушки выпускают прессованные, выдувные, литые, штампованные, формованные под давлением.
Резиновые – формованные, литые, клееные, маканые.
Металлические – литые, штампованные.
Деревянные – столярные, токарные, выпиленные, плетёные.
По конструктивным особенностям: сборно-разборные, механические (заводные, инерционные, пружинные, рычажные), электротехнические и др.
§2. Характеристика ассортимента игрушек
Некоторые игрушки объединяют в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать на все его чувства. В последнее время в продаже появились и развивающие игровые центры или детские комплексы, которые объединяют игрушки разного педагогического назначения.
Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой.
Прозрачная погремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.
K игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся:
- игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.);
- для прыгания (скакалки);
- для бросания (мячи, городки, кегли и др.);
- для развития и укрепления мускулатуры ног (спорт-роллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.);
- для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты);
- для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки; бадминтон, настольный теннис и др.);
- для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).
Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства.
В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.
Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, расширяющие кругозор, развивающие интерес к знаниям, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность.
По тематике они подразделяются на исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.
К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных электронных конструкций: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемников, различные электронные игры, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии.
Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, помогают политехническому образованию детей.
Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки, включают садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов: столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования, наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы.
Они знакомят детей с разнообразными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки.
К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно-художественные, театральные и музыкальные игрушки.
Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма.
Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.
К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.
Ёлочные и карнавальные игрушки являются товарами сезонного назначения, их ассортимент широк и разнообразен (рисунок 1).
По содержанию и тематике могут быть самыми разнообразными: в виде животных, птиц, фруктов, овощей, деревьев, предметов домашнего обихода, машин, персонажей сказок, рассказов или чисто декоративного назначения (шары, бусы, мишура и др.).
Их изготавливают из стекла, пластмассы, картона, металла выдуванием, методом вакуумного формования. Ассортимент стеклянных украшений весьма разнообразен: шары различной величины, сосульки, звезды и шпили, стеклянные плоды, ягоды, шишки и др. Каждое изделие снабжается подвеской, состоящей из ушка (или зажима) и колпачка.
Для искусственных ёлок применяют капрон, поливинилхлорид, полиэтилен. Из пенополистирола делают легких, безопасных в пожарном отношении дедов морозов и снегурочек, из поролона – фигуры людей, животных, бабочек и др.
Ассортимент украшений из картона представлен фигурками животных, рыб, птиц, сказочных персонажей, домиками, фонариками и т. п. Украшения из картона делят на штампованные и клееные. Для придания декоративности их оклеивают цветной бумагой или окрашивают.
Гирлянды, дождь, звезды, отражатели раз личных конфигураций изготовляют из фольги, алюминиевой, медной или латунной проволоки, плющенки (тон кой плоской металлической ленты).
К карнавальным принадлежностям относятся изделия, предназначенные для украшения помещения, а также украшения самих участников праздника: конфетти, серпантин, хлопушки, маски, полумаски, карнавальные костюмы, флажки, бумажные гирлянды, фонарики, веера, зонтики, воротники, нагрудники и др.
Рисунок 1. Ёлочные и карнавальные игрушки.
§3. Коляски детские
В торговой сети представлен широкий ассортимент колясок детских разных производителей, которые различаются по функциональному назначению, применяемым материалам, конструкции, форме, отделке, цветовой гамме, дополнительным функциям и другим признакам, которые должны обеспечивать удобство и комфорт для малыша, а также для родителей при пользовании коляской.
Но зачастую потребители при покупке коляски отталкиваются только от её внешнего вида и стоимости, но забывают учесть другие не менее значимые параметры.
3.1. Потребительские свойства колясок детских
Коляски детские должны обладать следующими потребительскими свойствами: функциональными, эргономическими, надёжностью и эстетическими.
Функции и параметры, которые необходимо учитывать потребителю при выборе прогулочной детской коляски:
1) Время года при покупке коляски:
В зимний период оптимальным вариантом является утепленная детская коляска, обладающая хорошим показателями проходимости. Следует обратить внимание на колеса, чем больше их размер, тем проще будут преодолеваться препятствия.
2) Вес и габариты детской коляски:
Необходимо обратить внимание на вес коляски, так как, часто на прогулку приходится выносить коляску из дома самостоятельно. Следует проверить, получится ли поднять её по ступенькам до лифта, а также пройдёт ли она по габаритам в дверь и кабинку лифта.
3) Ручка коляски детской:
Заранее необходимо проверить, удобная ли форма и высота ручки у коляски. Отличный вариант коляски, в которой ручка регулируется по высоте и положению.
4) Цвет коляски детской:
Цвет детской коляски должен быть, прежде всего, практичным: светлая коляска будет сильно пачкаться в весенний и осенний период, что касается темных колясок, то ребенку в них будет душно и жарко летом.
Функциональные свойства и надёжность строительных материалов определяются главным образом:
- физико-химическими свойствами, к которым относятся плотность, объемная масса, пористость, отношение к действию низких температур, водопоглощение, морозостойкость, стойкость к действию агрессивных сред;
- долговечность – комплексный показатель качества строительных материалов, которые определяется сроком службы;
- срок службы обуславливается прочностью, износостойкостью, стойкостью к агрессивным средам, биостойкостью.
Эргономические свойства:
- безвредность является важным свойством, характеризуется способностью материала не выделять в окружающую среду вещества в количествах, вредных для здоровья человека. В связи с этим многие строительные материалы подвергают тщательной санитарно-химической и токсикологической проверке;
- электризуемость оказывает вредное воздействие на организм человека, увеличивает загрязняемость, притягивает пыль. Это свойство в большей степени характерно для полимерных материалов. Для снятия электризуемости используют антистатики.
Эстетические свойства часто являются решающими при выборе отделочных материалов, особенно для внутренней отделки помещений, таких как обои, плитка, линолеум и т.д. Эти свойства определяются цветом, рисунком, фактурой, блеском, формой, текстурой. Высокими эстетическими свойствами обладают древесина, стекло, керамика, полимерные материалы.
3.2. Классификация и характеристика колясок детских
Условно коляски для новорожденных детей разделены на три основных вида: коляска-люлька, коляска «зима-лето» и коляска-трансформер. Для ребенка постарше оптимально подойдет прогулочная коляска.
1) Коляски-люльки для новорождённых детей – данный тип колясок отличается простотой и надежностью, но коляски-люльки подходят только для детей в возрасте до 6 месяцев.
В коляске-люльке днище спальной корзины идеально ровное, это крайне важно для детского позвоночника, который только начал формироваться. От погодных условий (ветра и холода) в коляске-люльке предусмотрены теплые сумки-переноски, некоторые модели укомплектованы съемным матрасиком. Колеса у коляски-люльки могут быть надувные, пластиковые или литая резина. Широкие и большого диаметра надувные колеса коляски-люльки дают возможность выходить на прогулки в любой сезон и не думать по поводу поиска хорошей дороги. Наличие шарнирных колес и рессор обеспечивает коляске-люльке хорошие показатели маневренности.
2) Коляски «зима-лето» для новорождённых детей – в данных колясках короб крепится к раме с колесной парой. У сиденья колясок «зима-лето» предусмотрено несколько положений спинки. Кроме того эти коляски укомплектованы «капюшоном», который закрепляется к сиденью или коробу.
У колясок «зима-лето» достаточно крупные колеса.
Такая коляска даст возможность комфортно, без лишних трудностей гулять зимнему парку, но с ней будет достаточно сложно осуществлять маневры в проходах магазинов или по узким дворовым тропинкам.
3) Детская коляска-трансформер для новорождённых детей
Коляски-трансформеры имеют собственные сиденья (спинка находится в лежачем положении). В комплект коляски-трансформера входят «капюшон» и люлька-конверт, которая вставляется в саму коляску. Люлька-конверт дополнительно утеплена и подходит для переноса малыша при походах в поликлиники.
Среди колясок-трансформеров выделяются более тяжелые модели, обладающие колесами большого диаметра и накаченными толстыми шинами, что позволяет им легко преодолевать различные препятствия.
Так же существуют и облегченные варианты коляски-трансформера, они имеют пластмассовую колесную пару. Это существенно снижает вес коляски, но затрудняет проходимость. Коляска-трансформер оптимально подходит для любого времени года.
4) Прогулочная коляска для ребёнка постарше
К наиболее популярным вариантам из прогулочных колясок относится – «трость», отличительными особенностями которой являются легкий вес и компактность в сложенном состоянии. Кроме того, такие коляски снабжены специальной раздвижной перекладиной, которая защищает ребенка от падения и позволяет ему садится в коляску самостоятельно. При отсутствии такой перекладины, защищают малыша от падения ремни безопасности.
Прогулочные коляски оптимально подходят детям от года, наиболее практичны летом и весной.
Минусы прогулочной коляски – разделенная на несколько частей ручка и небольшая тряпочная корзина. Кроме того, есть модели прогулочных колясок с дугообразной ручкой. Их отличает от «трости» – меньшая компактность, но более прочная металлическая корзина.
Рисунок 2. Ассортимент детских колясок
§4. Требования к качеству игрушек
Игрушки должны отвечать педагогическим, эстетическим, техническим, эргономическим, санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, а также требованиям соответствия возрастным особенностям детей.
Педагогические требования направлены на духовно-интеллектуальное развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия, защиты от негативных воздействий.
Игры и игрушки не должны провоцировать ребенка на агрессивные действия, вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за пределы интересов детского возраста, провоцировать на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Педагогические требования к игрушкам заключаются в том, чтобы соответствовать задачам воспитания детей: воспитывать патриотизм, формировать нравственные и духовные основы поведения, такие черты характера, как выдержка, инициатива, самостоятельность, чувство товарищества и взаимопомощи, вызывать у детей интерес к знаниям, предметам и явлениям окружающего мира, развивать познавательные процессы, содействовать усвоению и закреплению знаний, эстетическому и физическому развитию, приучать к труду, учить понимать и ценить достояния человеческой культуры.
Эргономические требования характеризуют соответствие конструкции игрушек физиологическим особенностям детского организма – возрасту, антропометрическим данным тела ребенка, определяют удобство их использования, степень утомляемости ребенка при игре.
Все игрушки должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности и иметь сертификат соответствия.
Игрушки должны удовлетворять требованиям химической, биологической, механической, конструктивной, акустической, электрической, оптической, пожаро-, взрыво- и другим видам безопасности. Игрушки и материал, из которого они изготовлены, должны быть чистыми, неинфицированными и не пораженными насекомыми и грызунами.
Применяемые материалы: для изготовления игрушек, предназначенных для детей до 3 лет, не допускается применять стекло и ворсованные материалы. В игрушках не допускается применять легковоспламеняемые материалы, набивочные материалы, содержащие твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическую стружку, осколки стекла и др.), а также гранулированные набивочные материалы с размером гранул 3 мм и менее.
Защитно-декоративные покрытия игрушек должны быть стойкими к действию слюны, пота и влажной обработке. Масса игрушек типа погремушек, предназначенных для детей до 3 лет, должна быть не более 100 г. Надувные игрушки для игры на воде должны быть водонепроницаемыми и герметичными, иметь невозвратные клапаны. Приводные механизмы, острые концы крепежных деталей должны быть не доступны для ребенка.
Игрушки должны иметь правильную форму, гладкую поверхность без острых, режущих краев, заусенцев, вмятин. Все механизмы, электронно-оптические и акустические приборы должны правильно и надежно работать. Конструкция сборных игрушек должна обеспечивать прочность соединений, легкое и надежное их функционирование. Игрушки, подвергающиеся действию воды, не должны изменять окраски и деформироваться. Химические источники тока должны свободно устанавливаться и выниматься из корпуса игрушки.
МАРКИРОВКА должна быть нанесена или на игрушку, или на потребительскую тару, или на вкладыш, сопровождающий игрушку. Маркировка должна быть четкой, хорошо видимой, несмываемой и содержать: наименование и возрастное назначение игрушки, наименование предприятия-изготовителя, его адрес, дату изготовления, предупредительные надписи по безопасной эксплуатации.
В маркировке игрушек, не предназначенных для детей в возрасте до 3 лет, должно присутствовать графическое условное обозначение возраста по ТНПА в виде перечеркнутого (по диагонали слева направо) круга, выполненного красным цветом, на белом фоне которого черным цветом указана возрастная группа 0-3 и контур лица.