§1. Понятие о качестве товаров. Методы определения качества.
Качество – это совокупность свойств товара, которые придают ему способность удовлетворять потребности человека в соответствии с назначением.
Повышение качества товаров является основной задачей торговли и производителей, для более полного удовлетворения потребностей покупателей, а также способности товаров быть конкурентоспособными на мировом рынке.
Товары с низким качеством, которые не пользуются спросом, составляют сверхнормативные запасы на торговых предприятиях, что приводит к снижению прибыли.
Качество товаров проверяют на предприятиях- производителях.
В торговле осуществляют контроль качества следующими методами (таблица 1):
1) Органолептический – качество товаров проверяют с помощью органов чувств человека (зрения, обоняния, осязания, слуха). Этот метод дешевый, наиболее применяемый, но субъективный (неточный).
2) Экспертный – основан на учете мнений представителей экспертных комиссий.
3) Социологический – основан на анализе мнений потребителей, проводится в форме устных опросов, анкетирования, выставок-продаж.
Данные три метода называются эвристическими (методы, когда люди могут сами охарактеризовать товары, без машин).
4) Измерительный – осуществляется с помощью технических средств (например, если нужно определить массу предмета, твердость, упругость, силу тока и др.)
5) Расчетный – информацию получают с помощью расчетов. В основном он используется при проектировании изделия.
6) Регистрационный – основан на наблюдении и подсчете отклонений товара от показателей качества при эксплуатации (например, число поломок телевизора за определённый срок).
Таблица 1. Характеристика методов оценки показателей качества
Название метода | Определение | Достоинства | Недостатки |
1. Методы с использованием объективных способов измерения | |||
1.1. Измерительный метод | Основан на получении информации с использованием измерительной техники | 1. Сложность 2. Длительность измерений 3. В ряде случаев необходимость разрушения образцов | |
1.2. Регистрационный метод | Основан на использовании информации, полученной путем подсчета числа событий, случаев, предметов или затрат | 1. Является незаменимым при ряде испытаний (опытная носка, количество отказов телевизора и т.д.) 2. Объективен | Объективность и достоверность зависит от квалификации и подготовленности специалистов |
1.3. Расчетный метод | В основе его получение информации расчетным путем | В некоторых случаях незаменим (определение теоретических и эмпирических зависимостей и т.д.) | Объективность и достоверность зависит от квалификации и подготовленности специалистов |
2. Методы с использованием эвристических способов оценки | |||
2.1. Органолептический метод | Основан на пользовании информации, получаемой с помощью органов чувств человека (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) | 1. Доступность 2. Простота 3. Незаменимость при оценке запаха, внешнего вида, вкуса | Субъективность оценки |
2.2. Экспертный метод | Источником информации является обобщенный опыт и интуиция группы специалистов-экспертов | Применяют когда другие методы использовать затруднительно | 1. Формализация процесса оценки 2. В некоторых случаях длительность оценки 3. Достоверность оценки зависит от компетенции и квалификации эксперта, а так же от уровня организации работы экспертов |
2.3. Социологический метод | Метод определения показателей основан на сборе и анализе мнения широкого круга фактических или потенциальных потребителей | 1. Позволяет учитывать мнения потребителей 2. Необходим для изучения спроса | Результативность этого метода во многом зависит от уровня его организации и способов обработки получаемой информации |
3. Статистические методы оценки показателей качества | |||
Методы прикладной статистики | Определение средних значений показателей качества и их доверительных границ, законов распределения показателей качества, коэффициентов корреляции и т.д. | 1. Достоверность оценки 2. Точность оценки 3. Можно определить вид распределения вероятностей для различных показателей качества товаров | Объективность и точность зависит от квалификации и подготовки специалистов |
Последние три метода называют субъективными.
Существуют статистические методы определения качества, которые применяются при сертификации товара.
§2. Основы стандартизации товаров
Стандартизация – это деятельность по установлению технических требований к объектам стандартизации в целях их многократного и добровольного применения в отношении постоянно повторяющихся существующих или потенциальных задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области, связанной с объектами стандартизации. Основным результатом стандартизации является разработка технических регламентов Республики Беларусь, технических кодексов установившейся практики, общегосударственных классификаторов, государственных стандартов, технических условий и стандартов организаций.
Результатом стандартизации являются технические нормативные правовые акты: стандарты, технические условия (ТУ), технические описания (ТО).
Цели стандартизации:
- защита жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
- предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции, работ и услуг относительно их назначения, качества и безопасности;
- повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг, а также обеспечение соответствия их своему функциональному назначению, оптимизации и унификации их номенклатуры;
- устранение технических барьеров в торговле;
- обеспечение единства измерений;
- обеспечение технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- обеспечение энергоэффективности и рационального использования ресурсов (ресурсосбережения);
- обеспечение научно-технологической, информационной и военной безопасности.
Стандарт – это документ, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к объектам стандартизации.
Стандарты классифицируют на виды и уровни.
Виды:
- основополагающий стандарт;
- стандарт на продукцию;
- стандарт на услугу;
- стандарт на методы контроля (испытаний, измерений, анализа, поверки);
- стандарт на совместимость.
Уровни стандартов определяются сферой его деятельности, под которой понимают территориальный признак распространения документа:
- Международный стандарт (например, ISO)– стандарт, утверждённый (принятый) международной организацией по стандартизации.
- Региональный стандарт – это стандарт, принятый региональной организацией, занимающейся стандартизацией (EN – обозначение европейского стандарта, ГОСТ Р – обозначение стандарта Российской Федерации).
- Межгосударственный стандарт – это региональный стандарт принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ (обозначение ГОСТ).
- Государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ) – это стандарт, утвержденный Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.
- Стандарт организации (СТП) – это стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
- Технические условия (ТУ) – это технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.
§3. Сертификация товаров
Сертификация товаров – это форма оценки соответствия, проводимая органом по сертификации, которая может носить обязательный (обязательная сертификация) либо добровольный (добровольная сертификация) характер и результатом которой является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия техническим требованиям.
Знаки соответствия или качества представляют собой специальным образом утвержденные изображения, информирующие субъектов коммерческой деятельности о соответствии установленным требованиям.
Знаки соответствия или качества могут быть:
- национальными;
- транснациональными.
Национальные знаки соответствия (рисунок 1) – изображения, информирующие о соответствии объекта требованиям, разработанным и установленным национальным органом по сертификации.

Рисунок 1. Национальные знаки соответствия
Транснациональные знаки (рисунок 2) соответствия подтверждают соответствие требованиям, которые устанавливают международные и региональные организации.
Оценка соответствия продукции требования технических нормативных правовых актов проводится в формах:
- Сертификации – обязательной сертификации подлежат товары, в отношении которых действуют технические регламенты Республики Беларусь (ТР РБ) или технические регламенты Евразийского экономического союза (ТР ТС, ТР ЕАЭС); добровольная сертификация.
- Декларирования соответствия – форма оценки соответствия, проводимая изготовителем или уполномоченным изготовителем лицом либо продавцом (поставщиком), которая носит обязательный характер и результатом которой является документальное удостоверение соответствия продукции техническим требованиям.

Рисунок 2. Транснациональные знаки соответствия: знак соответствия «СЕН», знак соответствия «СЕНЭЛЕК»
§4. Штриховое кодирование товаров
![]() |
Первые 2-3 цифры называются «флагом» (таблица 2), они обозначают страну-изготовитель. Следующие 4-5 цифр – фирма-изготовитель. Следующие 5 цифр – артикул товара, который дает возможность узнать наименование и цену товара. Последняя цифра – контрольный разряд, она служит для проверки считывания сканирующим устройством штрихового кода. |
Таблица 2. Коды стран местонахождения баз данных о штрихкоде
Штрих-код | Страна | Штрих-код | Страна | Штрих-код | Страна |
00-09 | США и Канада | 54 | Бельгия и Люксембург | 779 | Аргентина |
30-37 | Франция | 560 | Португалия | 780 | Чили |
380 | Болгария | 569 | Исландия | 786 | Эквадор |
383 | Словения | 57 | Дания | 789 | Бразилия |
385 | Хорватия | 590 | Польша | 80-83 | Италия |
400-440 | Германия | 599 | Венгрия | 84 | Испания |
460-469 | Россия и СНГ | 600-601 | ЮАР | 850 | Куба |
471 | Тайвань | 611 | Марокко | 858 | Словакия |
474 | Эстония | 613 | Алжир | 859 | Чехия |
475 | Латвия | 619 | Тунис | 860 | Югославия |
477 | Литва | 94 | Новая Зеландия | 869 | Турция |
482 | Украина | 64 | Финляндия | 87 | Нидерланды |
484 | Молдова | 690 | КНР | 880 | Южная Корея |
489 | Гонконг | 70 | Норвегия | 885 | Таиланд |
45 и 49 | Япония | 729 | Израиль | 888 | Сингапур |
50 | Великобритания | 73 | Швеция | 890 | Индия |
520 | Греиия | 750 | Мексика | 893 | Вьетнам |
529 | Кипр | 759 | Венесуэла | 90-91 | Австрия |
535 | Мальта | 76 | Швейцария | 93 | Австралия |
539 | Ирландия | 770 | Колумбия | 955 | Малайзия |
§5. Понятия «Артикул» и «Прейскурант»
Прейскуранты – это сборники цен на товары, поступающие в реализацию.
Каждому товару в прейскуранте присвоен свой номер.
Артикул – это буквенное, цифровое или буквенно-цифровое обозначение товара, под которым он находится в прейскуранте.