§1. Понятие о качестве товаров. Методы определения качества.

Качество – это совокупность свойств товара, которые придают ему способность удовлетворять потребности человека в соответствии с назначением.

Повышение качества товаров является основной задачей торговли и производителей, для более полного удовлетворения потребностей покупателей, а также способности товаров быть конкурентоспособными на мировом рынке.

Товары с низким качеством, которые не пользуются спросом, составляют сверхнормативные запасы на торговых предприятиях, что приводит к снижению прибыли.

Качество товаров проверяют на предприятиях- производителях.

В торговле осуществляют контроль качества следующими методами (таблица 1):

1) Органолептический – качество товаров проверяют с помощью органов чувств человека (зрения, обоняния, осязания, слуха). Этот метод дешевый, наиболее применяемый, но субъективный (неточный).

2) Экспертный – основан на учете мнений представителей экспертных комиссий.

3) Социологический – основан на анализе мнений потребителей, проводится в форме устных опросов, анкетирования, выставок-продаж.

Данные три метода называются эвристическими (методы, когда люди могут сами охарактеризовать товары, без машин).

4) Измерительный – осуществляется с помощью технических средств (например, если нужно определить массу предмета, твердость, упругость, силу тока и др.)

5) Расчетный – информацию получают с помощью расчетов. В основном он используется при проектировании изделия.

6) Регистрационный – основан на наблюдении и подсчете отклонений товара от показателей качества при эксплуатации (например, число поломок телевизора за определённый срок).

Таблица 1. Характеристика методов оценки показателей качества

Название метода Определение Достоинства Недостатки
1. Методы с использованием объективных способов измерения
1.1. Измерительный метод Основан на получении информации с использованием измерительной техники 1. Сложность 2. Длительность измерений 3. В ряде случаев необходимость разрушения образцов
1.2. Регистрационный метод Основан на использовании информации, полученной путем подсчета числа событий, случаев, предметов или затрат 1. Является незаменимым при ряде испытаний (опытная носка, количество отказов телевизора и т.д.) 2. Объективен Объективность и достоверность зависит от квалификации и подготовленности специалистов
1.3. Расчетный метод В основе его получение информации расчетным путем В некоторых случаях незаменим (определение теоретических и эмпирических зависимостей и т.д.) Объективность и достоверность зависит от квалификации и подготовленности специалистов
2. Методы с использованием эвристических способов оценки
2.1. Органолептический метод Основан на пользовании информации, получаемой с помощью органов чувств человека (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) 1. Доступность 2. Простота 3. Незаменимость при оценке запаха, внешнего вида, вкуса Субъективность оценки
2.2. Экспертный метод Источником информации является обобщенный опыт и интуиция группы специалистов-экспертов Применяют когда другие методы использовать затруднительно 1. Формализация процесса оценки 2. В некоторых случаях длительность оценки 3. Достоверность оценки зависит от компетенции и квалификации эксперта, а так же от уровня организации работы экспертов
2.3. Социологический метод Метод определения показателей основан на сборе и анализе мнения широкого круга фактических или потенциальных потребителей 1. Позволяет учитывать мнения потребителей 2. Необходим для изучения спроса Результативность этого метода во многом зависит от уровня его организации и способов обработки получаемой информации
3. Статистические методы оценки показателей качества
Методы прикладной статистики Определение средних значений показателей качества и их доверительных границ, законов распределения показателей качества, коэффициентов корреляции и т.д. 1. Достоверность оценки 2. Точность оценки 3. Можно определить вид распределения вероятностей для различных показателей качества товаров Объективность и точность зависит от квалификации и подготовки специалистов

Последние три метода называют субъективными.

Существуют статистические методы определения качества, которые применяются при сертификации товара.

§2. Основы стандартизации товаров

Стандартизация это деятельность по установлению технических требований к объектам стандартизации в целях их многократного и добровольного применения в отношении постоянно повторяющихся существующих или потенциальных задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области, связанной с объектами стандартизации. Основным результатом стандартизации является разработка технических регламентов Республики Беларусь, технических кодексов установившейся практики, общегосударственных классификаторов, государственных стандартов, технических условий и стандартов организаций.

Результатом стандартизации являются технические нормативные правовые акты: стандарты, технические условия (ТУ), технические описания (ТО).

 Цели стандартизации:

  • защита жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции, работ и услуг относительно их назначения, качества и безопасности;
  • повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг, а также обеспечение соответствия их своему функциональному назначению, оптимизации и унификации их номенклатуры;
  • устранение технических барьеров в торговле;
  • обеспечение единства измерений;
  • обеспечение технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • обеспечение энергоэффективности и рационального использования ресурсов (ресурсосбережения);
  • обеспечение научно-технологической, информационной и военной безопасности.

Стандарт – это документ, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к объектам стандартизации.

Стандарты классифицируют на виды и уровни.

 Виды:

  • основополагающий стандарт;
  • стандарт на продукцию;
  • стандарт на услугу;
  • стандарт на методы контроля (испытаний, измерений, анализа, поверки);
  • стандарт на совместимость.

 

Уровни стандартов определяются сферой его деятельности, под которой понимают территориальный признак распространения документа:

  • Международный стандарт (например, ISO)– стандарт, утверждённый (принятый) международной организацией по стандартизации.
  • Региональный стандарт – это стандарт, принятый региональной организацией, занимающейся стандартизацией (EN – обозначение европейского стандарта, ГОСТ Р – обозначение стандарта Российской Федерации).
  • Межгосударственный стандарт – это региональный стандарт принятый Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ (обозначение ГОСТ).
  • Государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ) – это стандарт, утвержденный Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.
  • Стандарт организации (СТП) – это стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
  • Технические условия (ТУ) – это технический нормативный правовой акт в области технического нормирования и стандартизации, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.

§3. Сертификация товаров

Сертификация товаров – это форма оценки соответствия, проводимая органом по сертификации, которая может носить обязательный (обязательная сертификация) либо добровольный (добровольная сертификация) характер и результатом которой является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия техническим требованиям.

Знаки соответствия или качества представляют собой специальным образом утвержденные изображения, информирующие субъектов коммерческой деятельности о соответствии установленным требованиям.

Знаки соответствия или качества могут быть:

  • национальными;
  • транснациональными.

 

Национальные знаки соответствия (рисунок 1) – изображения, информирующие о соответствии объекта требованиям, разработанным и установленным национальным органом по сертификации.

Рисунок 1. Национальные знаки соответствия

 

Транснациональные знаки (рисунок 2) соответствия подтверждают соответствие требованиям, которые устанавливают международные и региональные организации.

 

Оценка соответствия продукции требования технических нормативных правовых актов проводится в формах:

  • Сертификации – обязательной сертификации подлежат товары, в отношении которых действуют технические регламенты Республики Беларусь (ТР РБ) или технические регламенты Евразийского экономического союза (ТР ТС, ТР ЕАЭС); добровольная сертификация.
  • Декларирования соответствия – форма оценки соответствия, проводимая изготовителем или уполномоченным изготовителем лицом либо продавцом (поставщиком), которая носит обязательный характер и результатом которой является документальное удостоверение соответствия продукции техническим требованиям.

 

Рисунок 2. Транснациональные знаки соответствия: знак соответствия «СЕН», знак соответствия «СЕНЭЛЕК»

§4. Штриховое кодирование товаров

Штриховой код – это системная последовательность светлых и темных вертикальных полос, различной толщины с цифровым обозначением. В 1977 году – была создана Европейская система кодирования ЕАN (европейская ассоциация товарной нумерации). Штриховой код позволяет легко собирать и обрабатывать информацию о товаре. Присвоение кода производится торгово-промышленной палатой, где регистрируется каждый производитель товара.
Рисунок 3. Линейный штрихкод

Первые 2-3 цифры называются «флагом» (таблица 2), они обозначают страну-изготовитель.

Следующие 4-5 цифр – фирма-изготовитель.

Следующие 5 цифр – артикул товара, который дает возможность узнать наименование и цену товара.

Последняя цифра – контрольный разряд, она служит для проверки считывания сканирующим устройством штрихового кода.

Таблица 2. Коды стран местонахождения баз данных о штрихкоде

Штрих-код Страна Штрих-код Страна Штрих-код Страна
00-09 США и Канада 54 Бельгия и Люксембург 779 Аргентина
30-37 Франция 560 Португалия 780 Чили
380 Болгария 569 Исландия 786 Эквадор
383 Словения 57 Дания 789 Бразилия
385 Хорватия 590 Польша 80-83 Италия
400-440 Германия 599 Венгрия 84 Испания
460-469 Россия и СНГ 600-601 ЮАР 850 Куба
471 Тайвань 611 Марокко 858 Словакия
474 Эстония 613 Алжир 859 Чехия
475 Латвия 619 Тунис 860 Югославия
477 Литва 94 Новая Зеландия 869 Турция
482 Украина 64 Финляндия 87 Нидерланды
484 Молдова 690 КНР 880 Южная Корея
489 Гонконг 70 Норвегия 885 Таиланд
45 и 49 Япония 729 Израиль 888 Сингапур
50 Великобритания 73 Швеция 890 Индия
520 Греиия 750 Мексика 893 Вьетнам
529 Кипр 759 Венесуэла 90-91 Австрия
535 Мальта 76 Швейцария 93 Австралия
539 Ирландия 770 Колумбия 955 Малайзия

§5. Понятия «Артикул» и «Прейскурант»

Прейскуранты – это сборники цен на товары, поступающие в реализацию.

Каждому товару в прейскуранте присвоен свой номер.

Артикул – это буквенное, цифровое или буквенно-цифровое обозначение товара, под которым он находится в прейскуранте.