ВВЕДЕНИЕ

§1. Цели, задачи и содержание предмета «Товароведение непродовольственных товаров»

Товар – это продукт труда, предназначенный для реализации (продажи), с целью удовлетворения конкретных потребностей человека.

Товар обладает двумя видами стоимости:

  • фактической стоимостью, которая выражается в денежном эквиваленте (это цена товара);
  • потребительной стоимостью, которая выражается в потребительских свойствах (это полезность товара).

 Товароведение – это наука о товаре, как о предмете торговли.

Термин «товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать», что означает знание о товарах.

В 1575 вышла первая книга по товароведению – «Торговая книга», в которой описывались товары, привозимые из других стран.

Целью товароведения является изучение характеристик, составляющих потребительную стоимость товара, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Содержанием товароведения являются изучение потребностей в товарах; факторов, обусловливающих потребительную стоимость и качество; исследование уровня качества выпускаемых товаров и прогнозирование качества перспективных товаров; разработка методов измерения и оценки свойств и потребительной стоимости; исследование изменений качества в сфере обращения и эксплуатации, а также разработка научной классификации товаров, изучение факторов формирования и управления ассортиментом, разработка рациональных показателей ассортимента и направлений его совершенствования и развития.

При решении этих задач товароведение использует характерный для него метод – экономический и естественно-технический системный подход при исследовании качества и ассортимента продукции и разработке рекомендаций по их оптимизации.

Товароведение как наука базируется на основных положениях химии, физики, экономики, так как практическая целесообразность и рентабельность торговых предприятий определяются производством, покупкой и продажей качественных, конкурентоспособных товаров.

Основные задачи товароведения:

  • развитие теоретических положений о товаре как по­требительной стоимости и выявление закономерностей, связанных с продвижением товара на рынке и удовлетворением потребностей населения на современном этапе;
  • разработка научных принципов и правил классифи­кации и кодирования товаров, способствующих внедре­нию компьютеризации в процессы управления ассортиментом и качеством товаров и совершенствованию информационного обеспечения;
  • участие в разработке требований к качеству товаров, которые закладываются в нормативные документы на продукцию;
  • создание новых приборов и современных методов контроля качества товаров, обеспечивающих объективность результатов, минимальные затраты ресурсов и времени;
  • исследование свойств новых товаров, в первую очередь свойств безопасности, и разработка номенклатуры показателей качества этих товаров, необходимых и достаточных для комплексной оценки качества;
  • разработка систем качества на товары на предприятиях торговли на основе международных стандартов;
  • разработка рекомендаций по уходу за товарами в процессе хранения и транспортирования.

 

Товароведение непродовольственных товаров одна из основных специальных дисциплин, формирующих профессиональные знания и умения продавцов, товароведов и других торговых работников торговли.

§2. Потребительские свойства товаров

Потребительские свойства (таблица 1) – это свойства товаров, которые проявляются в процессе потребления и удовлетворяют конкретные потребности человека.

1) Безопасность – это свойство, которое обеспечивает защиту человека от опасных воздействий:

  • экологическая безопасность – товар не должен выделять в окружающую среду вредных веществ;
  • механическая – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья, имущества потребителей, который может быть вызван механическими воздействиями;
  • химическая – отсутствие у товаров источника эмиссии (выброса в атмосферу) и образования химических веществ в концентрациях, опасных для организма человека;
  • радиационная – отсутствие у товаров ионизирующих излучений;
  • термическая и пожарная – защищенность потребителя от воздействия высоких температур, возгорания товаров, воздействия пожара при эксплуатации и потреблении товаров;
  • электрическая, магнитная, электромагнитная – отсутствие риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных, электромагнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров;
  • шумовая – отсутствие у товара шумового загрязнения окружающей среды, негативно влияющего на здоровье человека.
  • вибрационная – характеризует особенности товаров, которые обеспечивают отсутствие неблагоприятного воздействия вибрации на организм человека.
  • звуковая (акустическая) – отсутствие у товара нежелательного звука.
  • санитарно-гигиеническая – отсутствие токсического, канцерогенного, мутагенного, аллергенной и другого неблагоприятного действия на организм человека4
  • биологическая – отсутствие у товара биологических источников, наносящих вред здоровью и жизни человека;
  • взрывобезопасность – состояние товара, при котором исключается возможность взрыва, или в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей вызываемых им опасных и вредных факторов и обеспечивается сохранение материальных ценностей;
  • безопасность транспортных средств – все элементы конструкции и системы безопасного транспортного средства должны способствовать предотвращению аварий или (в случае дорожно-транспортных происшествий) уменьшать травмы водителей, пассажиров и пешеходов.

 

2) Функциональные свойства – товар должен выполнять свои функции согласно назначения:

  • совершенство выполнения основной функции;
  • совершенство выполнения вспомогательных функций;
  • универсальность применения.

 

3) Эргономические свойства – обеспечивают удобство и комфорт при пользовании товаром, способствуют сохранению здоровья и работоспособности. Их определяют:

  • гигиенические свойства;
  • антропометрические свойства (соответствие товара размерам, массе форме человеческого тела);
  • психо-физиологические свойства– соответствие товара зрительным, слуховым, вкусовым, обонятельным и осязательным возможностям;
  • психологические свойства– соответствие товара особенностям памяти и мышления человека.

 

4) Надежность в потреблении – характеризуется:

  • безотказностью;
  • долговечностью;
  • сохраняемостью;
  • ремонтопригодностью.

5) Эстетические свойства – включают показатели:

  • рациональность формы;
  • целостность композиции;
  • информационная выразительность;
  • совершенство производственного исполнения;
  • стабильность товарного вида.

Товар должен быть: красивым; эстетичным; все детали должны быть подобраны по форме, цвету, отделке; масса и форма товара должны соответствовать антропометрическим показателям человека и назначению, иметь безупречный товарный вид.

Таблица 1. Потребительские свойства непродовольственных товаров


Потребительские свойства
I уровня
 


Потребительские свойства
II уровня
 

ФункциональныеСовершенство выполнения основной функции
Универсальность применения
Совершенство выполнения вспомогательных функций
Свойства надежностиДолговечность
Безотказность
Сохраняемость
Ремонтопригодность
Эргономические свойстваАнтропометрические
Физиологические (гигиенические)
Психофизиологические
Психологические
Эстетические свойстваИнформационная выразительность
Рациональность формы
Целостность композиции
Совершенство производственного исполнения
Свойства безопасностиЭкологическая безопасность
Механическая безопасность
Химическая безопасность
Радиационная безопасность
Термическая безопасность
Пожаробезопасность
Электрическая безопасность
Магнитная безопасность
Электромагнитная безопасность
Шумовая безопасность
Вибрационная безопасность
Звуковая (акустическая) безопасность
Санитарно-гигиеническая безопасность
Биологическая безопасность
Взрывобезопасность
Безопасность транспортных средств

§3. Факторы формирования потребительских свойств

1) Проектирование – включает две стадии:

  • моделирование (создание эскиза);
  • конструирование (создание чертежей, лекал, заготовок).

2) Применяемые материалы.

3) Процесс изготовления товара.

4) Упаковка – служит средством защиты от загрязнений и повреждения товара.

5) Маркировка – информация о товаре.

6) Хранение – должна быть обеспечена полная сохранность товара, созданы все условия для сохранения качества товара: температура, влажность, состав воздуха, а также учтены механические нагрузки и биологические условия.

Непродовольственные товары, как правило, хранят:

  • в затемненных, сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях;
  • на стеллажах или поддонах;
  • при температуре 10-20ºС, влажности 60-70 %;
  • на расстоянии не менее 20 см от стен и пола;
  • не менее 1 м от отопительных приборов;
  • не менее 50 см от электроламп.

§4. Классификация непродовольственных товаров

Непродовольственные товары представляют собой обширную совокупность товарных групп, которые объединены по различным признакам.

 

Для классификации товаров используют четыре группы признаков:

1) функционально-целевые, отражающие назначение товаров, выполняемые ими функции, цели применения и способы использования;

2) генетические, характеризующие происхождение товаров, исходные материалы и сырье;

3) технологические, отражающие способ производства, особенности конструкции, степень обработки, отделку и способы декорирования;

4) специфические, характеризующие свойства товаров, их агрегатное состояние, химический состав, особенности строения, геометрические параметры и размеры, конструкцию, особенности формы, фасоны, модели, марки.

 

Различают два метода классификации: иерархический (классификационные группировки низших ступеней строго подчинены группировкам высших ступеней) и фасетный (при делении образуются независимые классификационные группировки).

При проведении классификации необходимо соблюдать определенные правила. Признаки классификации, по которым проводится деление, должны быть существенными. Начинать деление нужно с наиболее важных признаков. Классификация на каждой ступени осуществляется по одному основанию. Классификационные группировки на одной ступени должны исключать друг друга. Классификация должна быть непрерывной и последовательной.

В настоящее время функционируют различные категории и виды классификаций. Категория классификации определяется сферой ее действия, вид – содержанием.

 

Основными видами классификаций являются:

  • экономические, в том числе классификация видов экономической деятельности и продукции;
  • социальные;
  • статистические;
  • стандартные;
  • торговые;
  • учебные.

 

По категориям различают классификации:

  • международные;
  • региональные (межгосударственные);
  • национальные (государственные);
  • отраслевые.

 

Среди национальных классификаций, действующих на территории Республики Беларусь, следует выделить классификацию продукции, помещенную в ОКРБ 007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция» (ОКП РБ). ОКП РБ входит в состав Единой системы классификации Республики Беларусь (ЕСКК ТЭСИ РБ).

Торговая классификация призвана способствовать совершенствованию оперативной и маркетинговой деятельности в торговле, совершенствованию учета, планирования, рационального размещения товаров в сферах торгового обращения и потребления.

В соответствии со сложившейся в торговле практикой непродовольственные товары подразделяются на следующие группы:

  • товары из пластических масс;
  • товары бытовой химии;
  • стеклянные товары;
  • керамические товары;
  • строительные товары и материалы;
  • металлохозяйственные товары;
  • мебельные товары; электротовары и бытовые машины;
  • текстильные товары;
  • швейные товары;
  • трикотажные товары;
  • ковры и ковровые товары;
  • обувные товары;
  • пушно-меховые товары;
  • галантерея;
  • парфюмерно-косметические товары;
  • ювелирные товары и часы;
  • товары культурно-бытового назначения (бумажно-беловые, игрушки, канцелярские товары, музыкальные товары, фото- и кинотовары, спортивные товары, радиоэлектронная аппаратура);
  • книги и другая полиграфическая продукция.

 

Классификация товаров в торговле сложилась исторически, она имеет в своей основе распределение товаров на группы в соответствии с различными признакам, причём последовательность использования существенных признаков в разных товарных группах неодинакова.

Учебные классификации товаров используются в практике обучения товароведению, при написании учебников и методических пособий, при составлении учебных программ. Учебные классификации приближены к торговой, но отличаются большей последовательностью. Они служат для изучения потребительских свойств товаров, выявляют общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяют наиболее полно изучить ассортимент товаров. Основными категориями учебных классификаций являются отдел, раздел, класс, группа, подгруппа, тип, вид, разновидность.

Учебные классификации, предложенные различными авторами, могут достаточно существенно различаться, однако при составлении каждой из них должны соблюдаться принципы и правила классификации, изложенные выше.